Blog

Каким образом НАБПП благоприятствует сомнительным экономическим агентам в ходе процедуры закупки услуг по вакцинации лис против бешенства
Торги

Каким образом НАБПП благоприятствует сомнительным экономическим агентам в ходе процедуры закупки услуг по вакцинации лис против бешенства

Автор: Диакону Ольга

Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов (НАБПП) проводит процедуру закупки услуг по вакцинации лиц против бешенства путем воздушного распределения вакцинных приманок и проведения сопутствующих мероприятий оценочной стоимостью 18 939 935 леев без НДС.

Закупающий орган задался целью закупить услуги по вакцинации лис против бешенства путем воздушного распределения вакцинных приманок. В эти услуги по вакцинации против бешенства путем «воздушного распределения» входят, с одной стороны, обеспечение, транспортировка, хранение и воздушное распределение вакцинных приманок, а с другой – обеспечение, транспортировка, хранение вакцинных приманок «для распределения вручную». Все эти услуги включили в один лот.

 

В техническом задании предусмотрено два отдельных способа распределения приманок: воздушным путем и вручную. Из описания услуг следует, что приманки, предназначающиеся для распределения вручную, будут предоставлены поставщиком в распоряжение территориальных подразделений по безопасности пищевых продуктов для распространения ими вручную в соответствии со Специфической процедурой – Вакцинация лис против бешенства, выложенной на сайте НАБПП. Следовательно, в таком случае закупающий орган закупает товары, а не услуги по вакцинации, так как в задачу поставщика не входит распространение вакцинных приманок.

 

Хотя эти две услуги разные и предполагают распределение воздушным путем и распределение вручную территориальными подразделениями, их, тем не менее, включили в один лот. То есть один экономический оператор может оказывать обе услуги. Следовательно, экономический оператор, способный удовлетворить потребности закупающего органа в вакцинах/вакцинных приманках для распределения вручную, не имеет возможности принять участие в торгах, если не располагает четырьмя летательными аппаратами, как предусмотрено в требованиях насчет оснащения, установленных в главе III технического задания.

Критерий отбора оферт, предусмотренный документацией по присуждению, сводится к соотношению цены и качества. Для цены оферты установлен удельный вес в размере 40%, а остальные 60% отнесли на счет опыта пилотов, операторов и экспертов IT-области. В уравнении однако отсутствует качество вакцин, которое, по всей видимости, закупающий орган не считает первоочередным. И опять же из состязания исключен любой экономический оператор, продающий качественные вакцины для распределения вручную, но не располагающий разрешением на осуществление полетов либо экспертами в области IT, пилотами и операторами.

 

Опыт пилотов, к примеру, измеряется в числе мероприятий по воздушному распределению медицинской продукции, отслеживаемой с помощью GPS, в результате пилотирования самолетов. Аналогичным образом измеряется опыт операторов и экспертов в области IT. Следовательно, это благоприятствует фирмам, которые ранее были задействованы в аналогичные кампании.

Единственным оферентом в рамках процедуры закупки стал экономический оператор ООО «Decebal Impex», подавший оферту в партнерстве с другими зарубежными экономическими операторами. Однако за представление фальшивых документов в рамках процедур госзакупок указанный экономический оператор был включен Агентством государственных закупок в Список запрещенных экономических операторов на период до 18.06.2018. Действие решения о включении в Список было приостановлено на основании Определения суда Кишинэу (сектор Чентру) от 17.08.2018.

Ранее СМИ сообщали о возбуждении в отношении трех человек, в том числе директора ООО «Decebal Impex», уголовных дел за подлог государственных закупок. Если говорить точнее, то уголовные дела возбудили против следующих лиц:

  • Тодорошко Виктор Ион – начальник Управления имущества и внутреннего менеджмента Национального агентства по безопасности пищевых продуктов;
  • Гангал Николае Варлаам – директор Публичного учреждения «Республиканский центр ветеринарной диагностики»;
  • Алекса Георге Константин – заместитель директора ООО «Decebal Impex».

Как сообщается в том же журналистском материале, содержащем отсылку на материалы уголовного преследования, указанные лица создали механизм подлога процедуры госзакупок вакцины для оральной иммунизации против бешенства плотоядных животных дикой фауны, в ходе этого механизма они прибегали к фальсификации документов, представляемых на торги.

В Постановлении Высшей судебной палаты №1ra-1306/2019 от 26.06.2019 указывается, что «…без решения Комиссии по лекарственным средствам ветеринарного назначения и приказа генерального директора НАБПП изменили краткое изложение, листок-вкладыш (инструкция по использованию) и этикетку изделия, куда включили неверную информацию о том, что вакцина для оральной иммунизации против бешенства предназначается для видов диких плотоядных животных (лисы, барсуки, волки, енотовидные собаки, хорьки, куницы и другие животные), она может применяться при температуре до +25°C, а ее минимальный срок годности составляет 11 месяцев, что противоречило информации из документов, на основании которых был выдан сертификат о регистрации лекарственного средства ветеринарного назначения серии CIFV №001273 от 16.02.2016, и данный факт помог ООО «DecebalImpex» выиграть открытые торги №17/03139 от 10.10.2017 о закупке вакцины для оральной иммунизации против бешенства плотоядных животных дикой фауны, в результате чего бюджету Национального агентства по безопасности пищевых продуктов был нанесен ущерб в размере 1 465 200 MDL, что представляет собой тяжкие последствия». Деяние директора Публичного учреждения «Республиканский центр ветеринарной диагностики» Гангала Николае Варлаам квалифицировали на основании требований п. d) ч. (3) ст. 328 Уголовного кодекса (Превышение власти или служебных полномочий, повлекшие тяжкие последствия).

 

Остальные два человека – Тодорошко Виктор и Алекса Георге – обжаловали обвинительный приговор в отношении Гангала Николае Варлаам, поскольку в выводах инстанции выявлен и факт их причастности, а, следовательно, и компании ООО «Decebal-Impex» к фальсификации торгов. Поскольку решение судебной инстанции окончательное и обжалованию не подлежит, то выводы инстанции обязательны и для инстанций, рассматривающих дела Тодорошко Виктора и Алексы Георге, независимо от решения, которое будет принято.

 

Из приведенного выше параграфа вытекает, что заместитель директора ООО «Decebal-Impex» Алекса Георге проходил в качестве обвиняемого по уголовному делу, возбужденному на основе ч. (5) ст. 190 Уголовного кодекса (Мошенничество) и ч. (2) ст. 361 Уголовного кодекса (Изготовление, владение, сбыт или использование поддельных официальных документов, печатей, штампов или бланков). Нам неизвестно, было ли вынесено в его отношении окончательное решение.

Это же предприятие фигурировало и в некоторых гражданских спорах с НАБПП. Так, в Постановлении ВСП №2rac-183/19 от 10.07.2019 указывается, что 7 декабря 2015 года между ПКФ ООО «Decebal-Impex» и Национальным агентством по безопасности пищевых продуктов был заключен договор №62/AP о закупке диагностических наборов, питательных сред, реактивов и расходных материалов по цене 2 811 096, 36 лея на основании открытых торгов №15/01987 по закупке «Диагностических наборов, питательных сред, реактивов и расходных материалов». Договор был зарегистрирован в Агентстве государственных закупок 29.12.2015, однако его не зарегистрировали в Министерстве финансов, Государственном казначействе, как предусматривалось одним из условий насчет действительности договора. Хотя это условие насчет действительности договора не было выполнено, стороны договора приступили к его исполнению, а именно ПКФ ООО «Decebal-Impex» передало, а Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов получило предусмотренные договором закупки товары и подписали акт передачи-приемки диагностических наборов в соответствии с налоговыми накладными на общую сумму, равную 2 811 096,36 lei.

В этом же решении указывается, что хотя в соответствии с Карточкой данных о закупке №15/01987 по позиции 236 Набор для диагностики инфекционного эпидидимита (brucella ovis) путем реакции связывания комплемента (РСК) в ходе торгов закупили 15 000 доз, в договоре №62/AP от 07 декабря 2015 года, а именно в Технических спецификациях и в формировании цены, указано другое количество – 300 000 доз, в котором у закупающего органа не было необходимости, но это привело к существенному увеличению цены договора – на 997 920,00 леев без бюджетного покрытия. Данный факт зафиксирован в Акте тематической финансовой ревизии финансово-экономической деятельности Национального агентства по безопасности пищевых продуктов от 09 ноября 2016 года, проведенной Финансовой инспекцией. Кроме того, высшая инстанция также пришла к выводу, что срок действия товаров, закупленных НАБПП, не соответствует требованиям договора, а также, что в отношении должностных лиц НАБПП было возбуждено уголовное преследование на основании п. b) ч. (3) ст. 324 и п. . d) ч (3) ст. 328 Уголовного кодекса.

Среди документов, поданных ООО «Decebal Impex», значится и сертификат о регистрации серии CIFV №001273 от 16 февраля 2016 года, насчет которого в Постановлении Высшей судебной палаты №1ra-1306/2019 от 26.06.2019 установленного, что его выдали в результате злоупотребления властью и подделки документов со стороны Гангала Николае, Тодорошко Виктора и Алексы Георге. Как гласит объявление на участие, сертификат о регистрации лекарственного средства ветеринарного назначения на территории Республики Молдова – обязательный документ в рамках нынешней процедуры закупок. Соответственно, представление документа, который, как выяснилось, был получен преступным путем, равноценно невыполнению условий отбора.

 

Подытоживая вышесказанное, считаем, что данная закупка сопряжена с различными проблемами. Прежде всего, потому что спецификации были разработаны таким образом, чтобы ограничить конкуренцию, при этом они не обеспечивают качество товаров и услуг, подлежащих закупке, и создают предпосылки для фальсификации торгов. Во-вторых, закупающий орган пренебрег тем фактом, что некоторые документы, представленные экономическим оператором, были выданы с нарушением закона, а эти обстоятельства свидетельствуют о несоответствии экономического оператора требованиям отбора.

Другая проблема, на которую стоит обратить внимание, связана со способом, с помощью которого многим экономическим операторам удается избежать включения в Список запрещенных экономических операторов, а именно добиваясь определения судебной инстанции о приостановлении действия решения об их включении в данный список. Рассмотрение дел в судебной инстанции порой затягивается и длится годами. Соответствующие определения не публикуются на веб-странице Агентства государственных закупок, ни на веб-портале судебных инстанций. Не появляется даже номер дел, в рамках которых были вынесены определения, поэтому мониторинг данных определений гражданским обществом становится невозможным. С другой стороны, без номера дела и ввиду неопубликования на веб-странице АГЗ и на портале инстанций у нас нет возможности отследить, были ли уже вынесены окончательные и не подлежащие обжалованию решения по соответствующим делам, а также были ли они переданы АГЗ. Если данная процедура не была выполнена, существует риск того, что приостановление действия решения о включении в указанный список останется в силе и после завершения рассмотрения дел в инстанции.

 

Acest material este realizat în cadrul proiectului ”Banii Publici sunt și Banii Mei!”, implementat de Asociația pentru Guvernare Eficientă și Responsabilă AGER cu susținerea financiară din partea National Endowment for Democracy (NED).