Автор: Диакону Ольга
Наибольшее внимание в настоящее время уделяется процедуре государственных закупок вакцины против COVID-19. Государство решило выделить 70 млн леев, а вакцину рассматривают и как единственное решение в борьбе с пандемией. Чтобы упростить данный процесс, 12 марта 2021 года парламент утвердил ряд изменений в Закон № 69/2020, установив, таким образом, возможность закупки вакцины от COVID-19 путем процедуры переговоров без предварительного опубликования объявления на участие и с предоплатой.
В скором времени после утверждения указанных изменений Центр по государственным централизованным закупкам в здравоохранении (ЦГЦЗЗ) инициировал две разные процедуры госзакупок вакцины от COVID-19: открытые торги и процедуру переговоров без предварительного опубликования объявления на участие. Открытые торги № ocds-b3wdp1-MD-1616075654229 по закупке вакцины против COVID-19 с оценочной стоимостью 70 млн леев инициировали 18.03.2021. В качестве срока подачи оферт установили 31.03.2021. Одновременно ЦГЦЗЗ направил крупным производителям вакцины против COVID-19 приглашения принять участие в процедуре переговоров без предварительного опубликования объявления на участие. По утверждениям представителей ЦГЦЗЗ, эти две процедуры закупок инициировали одновременно с целью получить оферты примерно в то же время – и в рамках процедуры торгов, и в рамках процедуры переговоров без предварительного опубликования объявления на участие с тем, чтобы можно было их сравнить. Таким образом, представители ЦГЦЗЗ надеются, что смогут выбрать наиболее выгодные оферты для закупки вакцины.
В ходе анализа инициированных процедур госзакупок возник целый ряд вопросов, которые будут перечислены ниже.
1. В чем заключался смысл инициирования процедуры открытых торгов, раз парламент утвердил изменения, позволяющие закупать вакцину путем переговоров без предварительного опубликования объявления на участие?
Изменения в Закон № 69/2020 предусматривают – в неотложных случаях – присуждение договоров о государственных закупках вакцин против COVID-19, применяя процедуру переговоров без предварительного опубликования объявления на участие, а эти обстоятельства вытекают также из пункта b) части (1) статьи 56 Закона о государственных закупках № 131/2015. Нововведения внесенных изменений состоят в предоплате за закупку вакцин, исходя из предпосылки о том, что цель заключается в приобретении вакцин непосредственно от производителя и что все крупные производители вакцин требуют предоплату.
Прямые переговоры с производителями в данном случае – естественное решение, ведь данный способ позволяет исключить посредников и даст возможность закупать вакцины по более выгодной цене. Кроме того, это позволит закупить различные типы вакцин, которые отличаются разной эффективностью и рекомендованы для разных групп риска.
В открытых торгах, проводимых в Республике Молдова через систему MTender, могут принимать участие только юридические лица, зарегистрированные в Республике Молдова, либо юридические лица, не являющие резидентами, но представленные лицами из Республики Молдова, которые обладают действительной электронной подписью, выданной в Республике Молдова, то есть лишь посредники, следовательно, цена закупки окажется выше.
Наряду с этим, участие зарубежных оферентов ограничено и другими неясностями, которые закупающий орган пока не смог прояснить. Неясный аспект процедуры закупки – валюта платежа. В объявлении на участие стоимость закупки установлена в леях. В то же время стоимость товаров в соответствии с образцом договора, прилагающимся к документации по присуждению, указана в ЕВРО. На это разногласие обратили внимание и некоторые из потенциальных оферентов, которые направили запросы разъяснения относительно даты конвертирования финансовых ресурсов из леев в ЕВРО. Кроме того, прозвучало требование прояснить аспект насчет представления оферт в ЕВРО лицами-нерезидентами.
Из-за того, что закупающий орган не ответил своевременно на запрос разъяснения, система автоматически приостановила закупку, которая значится со статусом «в ожидании». Представители ЦГЦЗЗ объяснили, что они ответят на запрос разъяснения после того, как получат от Министерства финансов ответ по поводу данного аспекта.
2. Цена, прогнозируемая закупающим органом для полного курса вакцинации в расчете на одного человека, по всей видимости, благоприятствует определенной вакцине, а именно вакцине «Спутник».
В соответствии с объявлением на участие, измененным 23.03.2021, закупающий орган намеревается закупить 200 000 полных курсов вакцинации в расчете на одного человека. Это предполагает, что ЦГЦЗЗ закупит один из следующих типов вакцины:
– вакцина, которая предполагает 2 дозы для полного курса вакцинации на одного человека;
– вакцина, которая предполагает 1 дозу для полного курса вакцинации на одного человека.
Оценочная стоимость курса вакцинации на одного человека составляет 350 леев. Эта стоимость совпадает с ценой на российскую вакцину «Спутник», которая предполагает введение двух доз ($10 за дозу, полный курс состоит из двух доз). Есть и другие вакцины, стоимость которых совпадает с указанной ценой: «Johnson & Johnson» стоит $8,5 за полный курс вакцинации, состоящий из одной дозы, «AstraZeneca» стоит примерно 2 евро за дозу и 4 евро за полный курс вакцинации из двух доз. Другие оферты вакцин, такие как «Pfizer» или «Moderna», выше по своей стоимости, поэтому они не смогут конкурировать с офертой на вакцину «Спутник», поскольку при оценке оферт применяется критерий «наиболее низкая цена».
Теоретически, если экономический оператор подаст оферту на вакцину «AstraZeneca» или «Johnson & Johnson» по ценам, оговоренным в ходе переговоров в других государствах, соответствующим экономическим операторам потребуется представить и обоснование анормально заниженной цены на основании ст. 70 Закона № 131/2015, ведь цена ниже оценочной стоимости закупки более чем на 15%.
Таким образом, оценочная стоимость, установленная в данном случае, по всей видимости, указывает на то, что она благоприятствует только одной вакцине, а именно «Спутнику».
Напомним, вакцину «Спутник» авторизовали в Республике Молдова условно, это произошло 26.02.2021 в непрозрачных условиях, сообщается на https://sanatateinfo.md/News/Item/10125. Как уточняется в цитируемой статье, «Не была обнародована даже повестка дня заседания Комиссии, хотя учреждение обязано обнародовать ее. Неясно, сколько членов Комиссии явились на заседание. В то же время, принимая во внимание, что эта вакцина пока не получила предварительную квалификацию ВОЗ, неясно, какие именно сведения насчет эффективности и безопасности легли в основу решения членов Комиссии. Отсутствует краткая характеристика лекарственного средства – важный документ, рассчитанный для медработника. В отличие от остальных вакцин в данном случае отсутствует отчет о безопасности».
3. Сжатые сроки, отведенные для производителей вакцин на подачу оферт
Правительства стран мира месяцами ведут переговоры с крупными производителями, даже если речь идет о нескольких десятках тысяч доз. Из-за огромного спроса у многих производителей нет запаса вакцин, а покупателям приходится ждать своей очереди и по несколько месяцев. Даже те, кто занимаются транспортировкой вакцин, перегружены, а на доставку к месту назначения может уйти достаточно много времени. В таких условиях складывается впечатление, что ЦГЦЗЗ пытается выдвигать крупным производителям ультиматумы насчет сроков подачи оферт и/или поставки.
В рамках процедуры переговоров без предварительного опубликования объявления на участие закупающий орган отвел крупным производителям вакцин срок до 29.03.2021 для участия в процедуре переговоров. С нашей точки зрения, вероятность того, что эти крупные производители ответят на приглашение в те сжатые сроки, которые были установлены закупающим органом, близка к нулю.
Мы считаем, что даже компаниям-посредникам будет очень сложно убедить крупных производителей согласиться принять участие в открытых торгах. В частности, к условиям, которые могут подорвать их интерес к этому, относятся сжатые сроки поставки первой партии вакцин – 20 дней после подписания договора. В обычных условиях эти сроки не представляли бы собой сложность, но когда спрос намного превышает предложение, на поставку вполне может уйти и несколько месяцев.
Крупным производителям предстоит представить оферентам-посредникам и/или закупающему органу декларацию, которой они гарантируют поставку вакцины в количестве и в сроки, установленные в документации по присуждению. Мы не считаем, что крупные производители будут заинтересованы брать на себя подобные обязательства, принимая во внимание, что правительства стран мира «вымаливают» у них договоры на закупку вакцин. С другой стороны, гипотетически производители могут гарантировать производство вакцин в определенные сроки, но при этом они необязательно будут нести ответственность за их доставку к месту назначения в сроки, установленные закупающим органом, поскольку поставкой уже могут заниматься другие компании.
В ходе госзакупок ограниченные сроки поставки часто используются в качестве средства для того, чтобы неугодные оференты не были заинтересованы принять в них участие, а также для того, чтобы попросту исключить их из состязания. В подобных случаях в торгах принимают участие только оференты, которым благоприятствуют, которые вольны предлагать более высокие цены и к которым не применяют санкции за нарушение сроков поставки либо которым продлевают эти сроки после завершения договора.
4. Один лот стоимостью 70 млн леев
Закупающий орган постановил закупить вакцину одним лотом стоимостью 70 млн леев. Такой подход ограничивает пространство для маневров, ведь в данном случае закупающий орган может приобрести один тип вакцины. Вместе с тем, эффективность вакцин разная и они рекомендуются для разных групп риска.
Вполне вероятно, что закупающий орган мог бы выделить для торгов меньшую сумму и оставить, таким образом, остальные деньги для переговоров с несколькими производителями.
Судя по порядку инициирования закупки вакцин, складывается впечатление, что их результаты уже известны, известен и тип вакцины, которая будет приобретена, известен также оферент, а все переговоры были начаты лишь для видимости. Хотя в закон внесли изменения для того, чтобы позволить вести прямые переговоры с производителями вакцины в качестве единственного действенного решения в данном случае, вероятнее всего, договор заключат с посредниками. Закупающий орган обоснует свое решение отсутствием оферт со стороны крупных производителей, но ведь и невозможно ожидать поступления таких оферт в столь ограниченные сроки. Таким образом, нам грозит получить вакцину только одного типа и по завышенной цене, которую к тому же вероятно поставят с опозданием.
Acest material este realizat în cadrul proiectului ”Banii Publici sunt și Banii Mei!”, implementat de Asociația pentru Guvernare Eficientă și Responsabilă AGER cu susținerea financiară din partea National Endowment for Democracy (NED).