Blog

Подстроенные госзакупки идут в ущерб больным туберкулезом
Торги

Подстроенные госзакупки идут в ущерб больным туберкулезом

Автор: Диакону Ольга

У больных туберкулезом есть право на продовольственные талоны стоимостью 35 леев в день в качестве меры повышения эффективности противотуберкулезного лечения в амбулаторных условиях. 35 леев в день – достаточно мало, чтобы обеспечить здоровое питание больных туберкулезом, которые, как правило, происходят из семей с крайне сложным финансовым положением. К сожалению, чаще всего даже не вся эта сумма в 35 леев доходит до больных туберкулезом.

Согласно п. 20 Регламента, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения №99/52A от 15.02.2017, медико-санитарным учреждениям надлежит обеспечить приобретение продовольственных талонов и возмещение транспортных расходов больным туберкулезом в пределах финансовых средств, предназначенных для этих целей в соответствии с договорами, заключенными Национальной медицинской страховой компанией. Медико-санитарные учреждения проводят открытые торги для закупки различных продуктов питания от определенного экономического оператора, который обязуется обеспечивать оговоренные цены. Затем больные туберкулезом идут в магазин соответствующего экономического оператора и приобретают там продукты питания в пределах стоимости выделенных им продовольственных талонов.

В мун. Кишиневе все договоры о закупке, заключенные публичными медико-санитарными учреждениями секторов Чентру, Ботаника, Буюкань, Рышкань и Чокана, были присуждены экономическому оператору ООО «Exclusiv». Ему же присудили аналогичные договора о закупке и в прошлые годы. Во всех этих случаях ОО «Exclusiv» был единственным оферентом.

 

 

 

 

Отсутствие разбивки закупки на лоты и объективных критериев оценки

Хотя ассортимент продовольственных продуктов достаточно широкий, закупки провели одним лотом. Это снижает возможности закупать продукты питания от специализированных товаропроизводителей и добиваться более выгодной цены. Предполагаем, что подобный подход может быть обоснован необходимостью закупить продукты питания в одном месте, хотя подобное обоснование отсутствует. Но даже в таком случае закупающему органу надлежало установить четкие принципы оценки оферт. В ходе проанализированных процедур критерий оценки сводился к наиболее низкой цене. Закупающий орган не установил алгоритм подсчета балов на случай подачи нескольких оферт, когда в каждой из оферт цена для некоторых позиций выше, а для других ниже. Без алгоритма невозможно оценить оферты по критерию «самая низкая цена». Этого изъяна достаточно, чтобы дестимулировать участие других экономических операторов в торгах.

С другой стороны мы не считаем, что процесс закупки продуктов питания для больных туберкулезом упростили в достаточно мере, поскольку больным, проживающим в секторах Чокана или Рышкань, придется ездить в магазин на Телецентре, то есть достаточно далеко. Установление четких критериев оценки могло стать для других экономических операторов из каждого столичного сектора стимулом подать свои оферты, чтобы можно было продавать продукты ближе к конечным потребителям.

Изучив оферту экономического оператора-победителя, мы заметили, что не установлено количество продуктов по каждому типу, которое магазин обязан предоставить больным туберкулезом. Установлено только, что больные смогут приобретать продукты питания на основании талонов в пределах общей стоимости процедуры закупки. В случае отдельных позиций указано несколько брендов продуктов из той же категории. Следовательно, неясно, к примеру, получат ли больные пасты «Băneasa», «Franzeluța» или другие. Кроме того, по всей видимости, экономический агент не возлагает на себя обязательство обеспечить запас всех продаваемых продуктов в течение периода исполнения договора.

Отсутствие конкуренции оборачивается более высокими ценами, чем те, по которым те же продукты продают в обычных магазинах. К примеру, больной туберкулезом сможет купить килограмм куриного мяса за 73 лея, килограмм творога за 65 леев, килограмм сливочного масла по цене 160 леев, литр растительного масла за 40 леев, килограмм картофеля по цене 21,2 лея, килограмм лука по цене 14 леев, килограмм моркови за 15 леев, а килограмм яблок за 25 леев. Таким образом, покупательная способность талона стоимостью 35 леев гораздо ниже по сравнению с теми же 35 леями, которые используются для покупок в обычных магазинах.

 

 

Цены, предлагаемые больным туберкулезом в мун. Кишиневе по продовольственным талонам, выше, чем в других регионах. И это при том, что цены на аналогичные продукты питания в мун. Кишиневе в целом не выше. Скажем, ПМСУ «Орхейская районная больница» приобрело продукты питания по существенно более низким ценам. К примеру, стоимость килограмма куриного мяса составляет 30 леев (против 73 в Кишиневе), килограмма творога – 54 леев, килограмма сливочного масла – 87 леев (по сравнению со 160 леями в Кишиневе), одного литра растительного масла – 25 леев.

 

 

 

Участие только одного экономического оператора в процедурах госзакупок одного типа в мун. Кишиневе, если ему удается затем заполучить все договоры в рамках процедур госзакупок, в которых он принимает участие, представляет собой тревожный сигнал. Отсутствие интереса других экономических операторов может объясняться их впечатлением о том, что эти процедуры уже устроены в пользу определенного экономического оператора, который монополизировал соответствующий сегмент рынка. Таким образом, они не видят смысла готовить и подавать оферту, раз шансов победить на торгах нет. В конечном счете, в проигрыше оказываются больные туберкулезом, лишенные возможности получать то питание, которое должно им обеспечивать Государство в качестве меры по повышению эффективности лечения.

 

Acest material este realizat în cadrul proiectului ”Banii Publici sunt și Banii Mei!”, implementat de Asociația pentru Guvernare Eficientă și Responsabilă AGER cu susținerea financiară din partea National Endowment for Democracy (NED).