Автор: Ольга Дьякону – Ассоциация за эффективное и ответственное управление (AGER)
Данный материал реализован в рамках Проекта ”Государственные деньги – это и мои деньги!”, внедряемого Ассоциацией за эффективное и ответственное управление (AGER) при финансовой поддержке Национального фонда демократии (NED).
В 2021 году на сайте revizia.md мы опубликовали статью о том, как экономические операторы, в отношении которых Совет по конкуренции констатировал антиконкурентные соглашения, не исключаются из процедур государственных закупок. Целью того анализа было оценить, в какой степени экономические операторы, заключившие антиконкурентные соглашения, исключены из процедур государственных закупок. П. g) ч. (3) ст. 19 Закона № 131/2015 содержит основную норму, призванную обеспечить исключение экономических операторов, заключающих антиконкурентные соглашения: „Закупающие органы обязаны исключить из процедуры присуждения договора о государственных закупках любого оферента или кандидата, который заключил с другими экономическими операторами соглашения, направленные на искажение конкуренции, если это установлено решением уполномоченного на то органа”.
Вывод заключался в том, что де-факто решения Совета по конкуренции практически не препятствовали доступу экономических операторов к государственным средствам как из-за того, что решения выносились в большинстве случаев по истечении трех лет с момента совершения правонарушения, что делало ограничение неприменимым, так и из-за того, что закупающие органы не знали/делали вид, что не знают о решениях Совета по конкуренции при присуждении государственных контрактов. Мы решили проанализировать решения, которые были вынесены Советом по конкуренции в период 2021–2023 гг., чтобы составить представление о том, как развивалась ситуация за это время.
В результате анализа решений Совета по конкуренции мы выявили ряд тенденций, которые изложили ниже. Мы также составили таблицу решений Совета по конкуренции, посредством которых выявляется заключение антиконкурентных соглашений, а также решений, посредством которых выявляется искажение конкуренции со стороны некоторых государственных органов, имеющих отношение к государственным закупкам.
Deciziile_Consiliului_Concurentei_2021_2023_2_1_traducere_in_RU